17.09.2000, КАПЧАГАЙ, катастрофа МДП, погиб пилот - Р.Лукманов.
Летные происшествия 2000 год

Согласно показаниям очевидцев, дельталет после взлета сделал два разворота и на траверзе взлета на высоте около 60 м воздушный винт начал рубить парус правого крыла. Крыло изменило геометрию и потеряло несущую способность. Дельталет упал с высоты 50 м. Пилот Лукманов Риваль Шамильевич погиб.

17.09.2000 г. Площадка около г. Капчагай.

Пилот: ЛУКМАНОВ Р.

Мотодельтаплан: тип "Граффити", производство фирмы "Антарес" (Запорожье). Крыло "Стрейнджер".

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. Согласно показаниям очевидцев, дельталет после взлета сделал два разворота и на траверзе взлета на высоте около 60 м воздушный винт начал рубить парус правого крыла. Крыло изменило геометрию и потеряло несущую способность. Дельталет упал с высоты 50 м. Пилот Лукманов Риваль Шамильевич погиб. Это был второй полет дельталета в этот день. Первый полет выполнял пилот Степанов И. в 10-15. Полет длился около 2-х минут. Погода была стабильной: температура 23-25 0С, ветер 0,5 м/с, термические потоки очень слабые. Дельталет имел переднюю центровку, причиной чего являлся перетянутый трос поперечины крыла. Лукманов Р. принял решение отрегулировать крыло на месте и облетать его самостоятельно. Лукманов Р. и Степанов И. расслабили трос поперечины, изменив тем самым центровку дельталета. После регулировки необходимо было выполнить облет дельталета, который в 10-39 и начал выполнять Лукманов Р. До первого разворота велась видеосъемка полета. Судя по видеокадрам, дельталет был собран полностью, однако регулировки были выполнены не верно. Дельталет имел плохую поперечную устойчивость. Однако, это не являлось причиной резкого изменения геометрии крыла в воздухе.

Характер повреждений показывает, что дельталет ударился о землю правым задним колесом. Удар был направлен назад и вниз ( двигатель оторван вместе с моторамой, крепления которой вырваны назад; болты крепления рессоры срезаны вправо назад; латы правого крыла согнуты дугой наружу; консоль правого крыла обломана наружу; боковые балки крыла имеют заломы наружу; тележка согнута дугой вправо; переднее колесо целое, правая стойка передней вилки сломана от бокового удара; правая поперечина сплющена и сломана на земле; центральный узел правой поперечины скручен вперед на 900; рамка сидения сломана справа; планка трапеции сломана справа; левая балка сломана в 2-х местах, но сломана при ударе о землю.
При сборке крыла дельталета, Лукманов Р. не обратил внимания на то, что... троса антипикирования удлинены контровочной проволокой. Ослабление троса поперечины проводилось на крыле, установленном на тележке дельталета, а не на земле, как это принято. При ослаблении поперечины в таком положении боковые балки крыла опускаются вниз, парус опускается вниз, натягиваются троса антипикирования. Возможно произошел надрыв контровочной проволоки, удлиняющей трос, возможно она была надорвана ранее (в процессе предыдущей эксплуатации контровочная проволока могла перетереться о края люверса). В полете один из правых тросов антипикирования отсоединился от крыла и попал под воздушный винт. От удара винта он захлестнулся на лопасть. Рывком захлестнутого троса сорвало швеллер крепления мачты вместе с мачтой и верхней системой тросов. Это привело к тому, что мачта с верхними тросами упала на верхнюю обшивку крыла. Продольный трос попал под воздушный винт (изломы на тросе). Ударом винта по продольному тросу мачту поддернуло, она попала в зону вращения винта. По ней нанесен скользящий удар винтом, сломался пластмассовый топ мачты и она отлетела примерно на 15-20 м от дельталета. В момент, когда мачта была отбита воздушным винтом, освободился верхний поперечный трос (из верхней части мачты топ с тросами вырван вперед), который попал под винт и намотался между винтом и редуктором . При намотке этого троса, согнулся узел поперечины и правое крыло подтянулось к тележке дельталета. Изменилась геометрия крыла, появился сильный крен крыла, винтом разрублена обшивка крыла, латы крыла перерублены, троса антипикирования сорваны и отброшены далеко от дельталета.

ВЫВОДЫ:
1. Авиационное происшествие произошло из-за нарушения пилотом дельталета Лукмановым Р.Ш. Руководства по технической эксплуатации дельталета и Руководства по летной эксплуатации дельталета.
2. Запретить самостоятельные регулировки установок антипикирующих устройств на произведенных серийно крыльях.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Шлем дельтапланеристу нужен для того, чтобы не получать шишки при повторном наступлении на грабли

Кто здесь?

Сейчас 52 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Летные происшествия 2000 год 17.09.2000, КАПЧАГАЙ, катастрофа МДП, погиб пилот - Р.Лукманов.

Статистика

Просмотры материалов : 1310252