30.11.0000, КИЕВ, ЗУРОВКА, гибель пилота-дельтапланериста А. Витченко
Летные происшествия 2000 год

7 декабря, от травм, полученых при облете жесткокрыла, не приходя в сознание, умер Александр Витченко - талантливый пилот и прекрасный товарищ.

АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ЛЕТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ

1. Место происшествия.
Временная площадка "Зуровка".
Расположена на юго-западе от с.Зуровка Макаровского р-на Киевской обл.

2. Дата и время происшествия.
30.11.00, примерно 12:50 дня.

3. Последствия летного происшествия.
Тяжелые травмы пилота (разрывы почки, селезенки, печени, легкого, перелом челюсти) и черепно-мозговая травма, которая привела к смерти через 7 дней нахождения в реанимации.

4. Сведения о пилоте:
Витченко Александр Николаевич,
дата рождения: 17 сентября 1972 г.,
спортивный разряд - 1 спортивный разряд по дельтапланерному спорту, налет - 250 часов, за последний год - 30 часов, на аппаратах данного типа (класс 2) - 1 ч.

4. Сведения о ЛА:
Дельтаплан класса II Stalker (жесткокрыл), самостоятельного изготовления из комплектующих производства ООО "Аэрос" и ООО "Аэрола", дата сборки - 29.11.00, без доработок и ремонтов.

5. Налет на данном СЛА на день происшествия,
Налет на момент происшествия - 2 полета по 5 минут каждый. Полеты были выполнены пилотом Скирко О. Во время полетов были отмечены повышенные усилия на ручке управления по тангажу. Также была отмечена низкая балансировочная скорость аппарата - 33 км/ч в первом полете и 35-36 км/ч во втором. Для уменьшения усилий на ручке и для повышения балансировочной скорости была произведена регулировка углов установки элеронов после первого полета и после второго полета.

6. Наличие системы спасения (тип парашюта):
Имелась система спасения СПСД.

7. Обстоятельства происшествия:
Полет выполнялся при следующих метеоусловиях: высота нижней кромки облачности - 230 м., видимость из-за дымки около 2 км по горизонтали. На земле снежное покрытие. Под кромкой облаков ощущались слабые осадки в виде мороси. Ветер 2-3 м/c Ю-З. Болтанка очень слабая.

Полеты производились с применением аэробуксировки за мотодельтапланом.

Полет с момента старта до момента захода на посадку проходил нормально. Пилот выполнил несколько пологих разворотов, несколько крутых и разгон до 83 км/ч (показания зафиксированы электронным прибором Renschler SOL 5). При выполнении разворотов, особенно с большим углом крена (более 30 градусов) создавалось впечатление быстрого замедления внутреннего крыла и быстрого роста угла крена во 2-3 четверти полного разворота, что могло быть признаком пониженной скорости в развороте.

Пилот Скирко О. утверждает, что на нормальной балансировочной скорости полета (38-40 км/ч) обычно не наблюдается такое поведения аппарата.

После выполнения разгона Витченко А. приблизился к месту старта на высоте около 30 м и, видимо, с целью стравить высоту, начал выполнять спирали в левую сторону. Визуально скорость полета казалась маленькой, ручка управления находилась на уровне лица пилота. По-видимому, закрылки в этот момент выпущены не были. При завершении первого витка спирали произошло резкое опускание внутреннего крыла, увеличение угловой скорости вращения и срыв в штопор. В момент срыва не было заметно никаких действий по выводу из штопора со стороны пилота, ручка управления в продольном направлении осталась в прежнем положении. Аппарат выполнил почти полных два витка штопора. Перед ударом об землю пилот полностью отдал ручку, что заметно уменьшило угол падения и вертикальную скорость снижения (прибор зафиксировал максимальную скорость снижения - 3,8 м/с, интервал усреднения скорости снижения - 20 сек). Аппарат ударился о поверхность правой стороной трапецией, что привело к разрушению узла крепления трапеции к килевой трубе, затем произошло касание поверхности правым крылом (носовой и консольной частями). Пилот после извлечения из под аппарата находился в бессознательном состоянии. А.Витченко была оказана первая медицинская помощь и через 10 минут он был доставлен в Макаровскую районную больницу.

8. Порядок организации полетов:
Полеты выполнялись силами членов клуба СЛА "Аэрос".

9. Медицинское заключение о травме (причинах смерти):
Смерть произошла на 7 сутки после происшествия. А.Витченко в сознание не приходил.
Причина смерти - множественные травмы внутренних органов, обширная черепно-мозговая травма.

10. Состояние летательного аппарата и летного оборудования после происшествия.
Жесткокрыл "СталкеР" (дельтаплан Класс 2) имел следующие разрушения:

узел крепления трапеции к килевой трубе: вырваны заклепки крепления нижней накладки (4 шт., диаметр - 4,5 мм, материал - сталь), разорван болт крепления стоек (диаметр - 6 мм, материал - сталь);
правая стойка трапеции - небольшой изгиб во внешнюю сторону,
спидбар (ручка управления) - небольшой изгиб правой части,
левый кессон - разрыв верхнего пояса лонжерона на расстоянии 1.5 м от конца крыла от отрицательной нагрузки при ударе носом об землю, по верхней поверхности локальные отслоения геля (внешнего покрытия),
правый кессон - разрушение кессона в нижней носовой части в зоне 500-700 мм, разрушение обшивки на законцовке кессона в зоне 40-60 мм, в носовом узле в месте крепления правого кессона вырван болт с куском кессона, разрушена труба правой задней кромки на расстоянии 1 м от киля, разрушен правый закрылок, разрушена правая законцовка в носовой части.
Подвесная система пилота - без разрушений, шлем пилота в задней части имеет след сильного удара кессона, но не разрушен.

11. Выводы комиссии о причине летного происшествия.
Летное происшествие произошло вследствие ошибки пилота, которая заключалась в потере скорости во время выполнения спирали на малой высоте (около 30 м) и последующего срыва в штопор жесткокрыла "СталкеР". Пилот Витченко А. сделал все возможное, чтобы перед касанием земли погасить скорость аппарата, но удар получился все равно достаточно жесткий, что привело к разрушению конструкции. Падение на гнутую ручку управления (спидбар) привело к травмам внутренних органов пилота, а удар правого кессона по голове пилота привел к черепно-мозговой травме.

Заключение комиссии:
Пилотам, летающим на жесткокрылах, необходимо обратить внимание на технику пилотирования на скоростях, меньше балансировочной. Штопорные характеристики таких крыльев значительно строже, чем на классических дельтапланах. На высоте менее 100 м при выполнении маневров необходимо выдерживать скорость не менее 45 км/ч. При полетах в турбулентности и с большими углами крена необходимо выдерживать скорость, выше балансировочной.
Следует также отметить, что средства пассивной безопасности жесткокрылов хуже, чем на классических дельтапланах - короткая корневая хорда приводит к тому, что во время падения или грубой посадке пилот может попасть под переднюю кромку, композитная конструкция более жесткая, чем дюралевый каркас.

Председатель комиссии Дробышев С.

Член комиссии Зенченко А.

Член комиссии Сергеев С.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Стоимость летного часа на спортивном дельтаплане выше стоимости летного часа пассажира Боинга 747

Кто здесь?

Сейчас 39 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Летные происшествия 2000 год 30.11.0000, КИЕВ, ЗУРОВКА, гибель пилота-дельтапланериста А. Витченко

Статистика

Просмотры материалов : 1377000