15.01.2006, дельтадром «Черкасская Лозовая» (дальние бугры), Харьков, травма пилота Шепеля Ивана Николаевича
Летные происшествия 2006 год

Диагноз: оскольчатый перелом правой бедренной кости.

АКТ
о лётном происшествии


Дата:
15.01.2006 г.
Время: 15 часов.
Место происшествия: дельтадром «Черкасская Лозовая» (дальние бугры), Харьков.

Пилот: Шепель Иван Николаевич, 1986 г. рождения.
Налет - около 3 ч, летает с октября 2004 г.
Дельтапланерный клуб Харьковского Авиационного института.

Дельтаплан: «Студент-16». Каркас изготовлен в дельтаклубе ХАИ в 1998 г., обшивка изготовлена в ООО «Аэрос» в феврале 2004 г, (вторая обшивка на данном каркасе). Техническое состояние дельтаплана хорошее.
После происшествия на дельтаплане поломана средняя секция правой консоли впереди бокового узла и правая стойка, левая стойка погнута.
Подвесная система: тип «Рыба», изготовлена в дельтаклубе Харьковского Авиационного завода, год изготовления не известен, состояние - полностью отсутствует поролоновый или пенно-полиэтиленовый заполнитель.
Спасательная система: отсутствовала (полёты с высоты менее 30 метров).
Страховка: одна из Харьковских страховых компаний, похоже, не из тех, кто так просто платит по страховым случаям.

Обстоятельства происшествия:
Метеоусловия: ветер западный 4 – 6 м/с, порывы отсутствовали, термическая активность отсутствовала, температура - 2, -3 градуса, снежный покров 1-3 см.
Учлёт Шепель уже имел минимальный навык подпаривания (2-3 прохода вдоль невысокого склона) в динамике в подобных погодных условиях, на этом и на других склонах дельтадрома. Но так же имел трёхнедельный перерыв в полётах.
Травма произошла при выполнении седьмого в этот день полёта, и третьего на этом аппарате (выполнялась пересадка с одного Студента-16 на другой).
После старта учлёт в соответствии с поставленным заданием выполнял проходы вдоль склона с постепенным отходом от склона и снижением. Выполнив три разворота (один на 90 и два на 180 градусов), он выполнял проходы вдоль склона, постепенно всё больше и больше завешивая аппарат. При выполнении третьего прохода, пролетая перед стоящими на старте, прокричал “Ура – держит”, положение спидбара при этом было несколько впереди правильного для данного типа техники. Выполняя энергичный правый разворот на 180 градусов, учлёт сорвал аппарат, вследствие чего последовало скольжение на правое крыло с опусканием носа, с креном приблизительно 45 градусов в сторону склона, с высоты приблизительно 15 – 20 метров. Энергичным движением Ивану удалось почти исправить крен, но на разгон и выход из пикирования высоты не оставалось. Перед встречей с землёй Шепель Иван энергично подтянулся на левой стойке и выполнил прыжок в трапецию, но правая нога (ступня) осталась в мягком хвосте подвесной системы, и предположительно не была полностью вынесена навстречу Земле. Аппарат встретил Землю носовым узлом и правым углом трапеции, потом правой консолью. Перелом бедренной кости мог произойти вследствие встречи Земли коленом.

Травмированному была незамедлительно оказана первая помощь. Сделаны уколы обезболивающего и наложена шина. Сразу после чего он был отвезен автомобилем в Харьковскую Областную Клиническую Травматологическую больницу для оказания медицинской помощи.

Диагноз: оскольчатый перелом правой бедренной кости.


Выводы комиссии:
К потере скорости и падению дельтаплана привело неправильное распределение внимания, вызванное состоянием возбуждённости от почти первых подпариваний, и вызванное желанием подольше сохранять высоту завешивание аппарата.
Действия в создавшейся ситуации признаются правильными, так как ни высота, ни расстояние от склона не позволяли вывести дельтаплан из скольжения и пикирования и благополучно завершить полёт.
Травма вызвана отчасти состоянием подвесной системы, в хвосте которой застряла нога пилота, что не дало возможности встретить землю двумя ногами, и отчасти потерянными, вследствие перерыва в полётах, навыками по действиям в экстремальных ситуациях.

Члены комиссии:

А. Тиховский.
Д. Украинцев.
А. Сухомлинов.


Дополнения.

Инструктор парапланерного клуба ХАИ Украинцев Денис до получения привычного вывиха плечевого сустава занимался дельтапланерным спортом.
Учлёт Александр Сухомлинов находился в пределах 10 метров от места падения, и лучше всех видел действия Шепеля Ивана.

Для предотвращения подобных травм приняты следующие решения:
1. Переставить на двух из четырёх эксплуатируемых в дельтаклубе ХАИ дельтапланах Студент центровку на 1 отверстие вперёд. Это несколько усложнит парение и увеличит усилие, требуемое для посадочного срыва, но затруднит завешивание аппарата в полёте.
2. Проконтролировать состояние элементов, придающих жёсткость хвостовым частям подвесных систем. На тренажёре проконтролировать умения пилотов быстро вынимать ноги из подвесной системы, а так же свойства подвесных систем не осложнять быстрое извлечение ног и отсутствие явлений застревания обуви.
3. Разъяснить учлётам дельтаклуба особенности пилотирования дельтаплана Студент, способы контроля скорости и опасность её потери. Провести дополнительные тренажи по действиям в особых случаях. Проконтролировать выполнение этих тренажей учлётами в тех же подвесных системах, в которых они выполняют полёты.

19 января выполнена операция. Кости собраны на металлической пластине саморезами.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Если Вы не видите ротор - это не значит, что Вас сейчас не прихлопнет!

Кто здесь?

Сейчас 129 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Летные происшествия 2006 год 15.01.2006, дельтадром «Черкасская Лозовая» (дальние бугры), Харьков, травма пилота Шепеля Ивана Николаевича

Статистика

Просмотры материалов : 1312162