08.08.2007, Болгария, г. Сопот, гибель пилота Никанорова Анатолия Александровича
Летные происшествия 2007 год

Черепно-мозговая травма, приведшая к смерти пилота.

Акт
расследования летного происшествия


Место происшествия: Болгария, г. Сопот, учебный склон поселка Дъебене, холм «Конника».

Дата и время происшествия: 08 августа 2007 года, 17:00 местного времени.

Последствия летного происшествия: черепно-мозговая травма, приведшая к смерти пилота на месте.

Сведения о пилоте:
Никаноров Анатолий Александрович;
Дата рождения – 09 мая 1961 года;
Начал летать на дельтапланах в 1980 году, спортивный разряд – I.

Сведения о ЛА: дельтаплан «Stalker» фирмы «Aeros», стандартный.

Налет на данном ЛА: отсутсвует.
Налет на ЛА данного класса – порядка 200 часов.
Пилот летал на аппаратах клубной постройки аналогичной конструкции, но 10 летней давности.

Наличие системы спасения: парашют СПСД.

Обстоятельства происшествия:
Видимость – 100%;
Ветер – 6 м./сек., встречный;
Покрытие: поле, скошенная трава;
Высота старта: 40 м., старт производился с ног.

Был произведен предполетный осмотр дельтаплана и подвесной системы с пробным подвешиванием пилота в рулевой трапеции. Осмотр показал отсутствие нарушений.

Старт происходил нормально, пилот после отрыва отошел от склона, вошел в подвесную систему, продолжил полет по прямой. По истечении примерно 5 секунд ЛА начал плавный правый поворот. В процессе поворота ЛА совершил два неярко выраженных опускания носа, после чего, развернувшись по ветру, скрылся за перегибом склона. Приблизительная высота в момент потери из вида – 20 м. Момент происшествия визуально не зафиксирован. Осмотр на месте происшествия позволяет предполагать,, что произошел удар ЛА о склон носовым узлом и правым крылом. Пилот лежал под аппаратом на земле в расстегнутой подвесной системе. Положение аппарата относительно стартового направления – 270 градусов.

Организация полетов: полеты производились силами дельтаклуба «Сокол».
Руководитель полетов – Жуйков Ю.

Состояние ЛА после происшествия:
Правая консоль сломана в трех местах.
Левая консоль сломана в одном месте.
Левая стойка трапеции сломана в нижней трети высоты.
Килевая труба согнута вверх в месте стыковки.
Верхний продольный трос разорван в задней части.

Выводы комиссии о причинах летного происшествия: потеря пилотом полетной скорости и затягивание в поворот при близком к срывному углу атаки, неуправляемый полет по ветру до столкновения с землей. Осмотр места происшествия позволяет предполагать, что пилот не принял мер по самостраховке. Основная причина полученных травм – непринятие пилотом мер по самостраховке при встрече со склоном.

Заключение: по нашему мнению летное происшествие произошло в результате совокупности причин, каждая из которых по отдельности могла не привести к трагическому исходу. А именно:
Большой перерыв в полетах – 10 месяцев.
Новый для пилота склон.
Новый для пилота аппарат Stalker, режимы управления, балансировочная скорость, положение ручки которого сильно отличается от аппаратов других моделей.
Возможно ухудшение общего состояния здоровья, связанное с акклиматизацией.
Возможны кратковременная потеря ориентировки и/или сознания.
Отсутствие устройств связи для подачи корректирующих полет команд со стороны инструктора.

Рекомендации:
При выполнении учебных, пробных полетов наличие рации или мегафона обязательно.
При любом наличии опыта начинать облет нового для себя аппарата с пробежек по ровной местности, постепенно наращивая высоту старта.
Не должно быть более одного неизвестного фактора: новый аппарат и новый склон или новый склон и новая подвесная система и тд.
Отметить в технических паспортах дельтапланов: особенности управления, примерное положение ручки, центровку для предыдущих владельцев с учетом их веса, балансировочную скорость.
Проводить теоретические занятия и тренажи по действиям в особых случаях полета регулярно и независимо от навыков и налета пилота.
Действия по самостраховке сдавать как зачет перед каждым летным днем.

Состав экспертной комиссии:
Федченко – председатель комиссии
Жуйков Ю.Г.
Мартинович А.Э.
Шестун Д.А.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Шлем дельтапланеристу нужен для того, чтобы не получать шишки при повторном наступлении на грабли

Кто здесь?

Сейчас 40 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Летные происшествия 2007 год 08.08.2007, Болгария, г. Сопот, гибель пилота Никанорова Анатолия Александровича

Статистика

Просмотры материалов : 1378444