08.08.2007, Болгария, г. Сопот, гибель пилота Никанорова Анатолия Александровича
Летные происшествия 2007 год

Черепно-мозговая травма, приведшая к смерти пилота.

Акт
расследования летного происшествия


Место происшествия: Болгария, г. Сопот, учебный склон поселка Дъебене, холм «Конника».

Дата и время происшествия: 08 августа 2007 года, 17:00 местного времени.

Последствия летного происшествия: черепно-мозговая травма, приведшая к смерти пилота на месте.

Сведения о пилоте:
Никаноров Анатолий Александрович;
Дата рождения – 09 мая 1961 года;
Начал летать на дельтапланах в 1980 году, спортивный разряд – I.

Сведения о ЛА: дельтаплан «Stalker» фирмы «Aeros», стандартный.

Налет на данном ЛА: отсутсвует.
Налет на ЛА данного класса – порядка 200 часов.
Пилот летал на аппаратах клубной постройки аналогичной конструкции, но 10 летней давности.

Наличие системы спасения: парашют СПСД.

Обстоятельства происшествия:
Видимость – 100%;
Ветер – 6 м./сек., встречный;
Покрытие: поле, скошенная трава;
Высота старта: 40 м., старт производился с ног.

Был произведен предполетный осмотр дельтаплана и подвесной системы с пробным подвешиванием пилота в рулевой трапеции. Осмотр показал отсутствие нарушений.

Старт происходил нормально, пилот после отрыва отошел от склона, вошел в подвесную систему, продолжил полет по прямой. По истечении примерно 5 секунд ЛА начал плавный правый поворот. В процессе поворота ЛА совершил два неярко выраженных опускания носа, после чего, развернувшись по ветру, скрылся за перегибом склона. Приблизительная высота в момент потери из вида – 20 м. Момент происшествия визуально не зафиксирован. Осмотр на месте происшествия позволяет предполагать,, что произошел удар ЛА о склон носовым узлом и правым крылом. Пилот лежал под аппаратом на земле в расстегнутой подвесной системе. Положение аппарата относительно стартового направления – 270 градусов.

Организация полетов: полеты производились силами дельтаклуба «Сокол».
Руководитель полетов – Жуйков Ю.

Состояние ЛА после происшествия:
Правая консоль сломана в трех местах.
Левая консоль сломана в одном месте.
Левая стойка трапеции сломана в нижней трети высоты.
Килевая труба согнута вверх в месте стыковки.
Верхний продольный трос разорван в задней части.

Выводы комиссии о причинах летного происшествия: потеря пилотом полетной скорости и затягивание в поворот при близком к срывному углу атаки, неуправляемый полет по ветру до столкновения с землей. Осмотр места происшествия позволяет предполагать, что пилот не принял мер по самостраховке. Основная причина полученных травм – непринятие пилотом мер по самостраховке при встрече со склоном.

Заключение: по нашему мнению летное происшествие произошло в результате совокупности причин, каждая из которых по отдельности могла не привести к трагическому исходу. А именно:
Большой перерыв в полетах – 10 месяцев.
Новый для пилота склон.
Новый для пилота аппарат Stalker, режимы управления, балансировочная скорость, положение ручки которого сильно отличается от аппаратов других моделей.
Возможно ухудшение общего состояния здоровья, связанное с акклиматизацией.
Возможны кратковременная потеря ориентировки и/или сознания.
Отсутствие устройств связи для подачи корректирующих полет команд со стороны инструктора.

Рекомендации:
При выполнении учебных, пробных полетов наличие рации или мегафона обязательно.
При любом наличии опыта начинать облет нового для себя аппарата с пробежек по ровной местности, постепенно наращивая высоту старта.
Не должно быть более одного неизвестного фактора: новый аппарат и новый склон или новый склон и новая подвесная система и тд.
Отметить в технических паспортах дельтапланов: особенности управления, примерное положение ручки, центровку для предыдущих владельцев с учетом их веса, балансировочную скорость.
Проводить теоретические занятия и тренажи по действиям в особых случаях полета регулярно и независимо от навыков и налета пилота.
Действия по самостраховке сдавать как зачет перед каждым летным днем.

Состав экспертной комиссии:
Федченко – председатель комиссии
Жуйков Ю.Г.
Мартинович А.Э.
Шестун Д.А.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

+5 м/с - это скороподъемность, а не перегрузка - можете продолжать дальше!

Кто здесь?

Сейчас 126 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Летные происшествия 2007 год 08.08.2007, Болгария, г. Сопот, гибель пилота Никанорова Анатолия Александровича

Статистика

Просмотры материалов : 1312159