УДИВИТЕЛЬНЫЙ ГОСТЬ
Монография - Были крылатой горы. Часть I

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на цикл рассказов "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

В тот день в гостеприимном доме Волошина беседа затянулась за полночь. Для всех друзей Максимилиана Александровича, а были это в основном люди литературы и искусства - писатели и поэты, артисты и музыканты, Константин Константинович Арцеулов казался чуть-ли не пришельцем из другого мира. Самые различные вопросы сыпались один за одним:

- Молодой человек, признайтесь честно, - вмешалась в разговор простодушная хозяйка дома Мария Степановна, которая обычно больше слушала, угощая гостей чаем, чем говорила, - Вам не страшно летать?

Константин Константинович, смущенный всеобщим вниманием, пожал плечами:

- Нет, не страшно. Наоборот, в полете испытываешь радостное чувство, которое трудно описать словами. Летчики так его и называют "чувство полета"

По-юношески стройный, подтянутый, сдержанный, Арцеулов вовсе не был похож на того "старого воздушного волка", каким его заглазно представляли наслышанные о нем раньше обитатели Волошинского дома. Ведь об Арцеулове в последние годы немало писали газеты и журналы не только в России, но и других странах. И многие невольно воображали себе его чуть ли не этаким русским богатырем, воздушным Ильей Муромцем, что-ли. А тут - скромный молодой человек, выглядевший значительно моложе своих тридцати лет, с застенчивой улыбкой и деликатными манерами интеллигента. Даже не верилось, что на фронтах первой мировой войны он был грозой немецких разведывательных "Альбатросов". Неужели это тот самый Арцеулов, что в 1916 году первый в мире покорил штопор - преднамеренно выполнил эту фигуру и нашел секрет вывода из штопора, считавшегося тогда смертельной фигурой, унесшей немало человеческих жизней? Газеты всего мира тогда писали о нем, называя не иначе, как покорителем штопора. Да, это был он.

- Константин Константинович, это правда, что Вы не собирались быть летчиком? - спросил хозяин дома, подрезая нагоревший фитиль большой настольной лампы, с тонким фарфоровым абажуром.

- Правда, - улыбнулся Арцеулов, - дед мой, Иван Константинович Айвазовский, очень хотел, чтобы я тоже стал художником. Он даже брал меня с собой на этюды, хотя сам почти никогда не писал их с натуры. У него была поразительная, просто редчайшая зрительная память. Достаточно было ему увидеть понравившейся пейзаж, чтобы потом, дома, воспроизвести его на полотне со всеми подробностями в рисунке и в цвете.

У меня, к сожалению, таких способностей не оказалось, хотя рисовать я любил с детства и люблю сейчас. Но сердце мое лежало к другому. Отец мой был корабельным инженером и работал в Севастополе. Крейсеры и линкоры, легкие эсминцы и фрегаты в севастопольских бухтах поражали мое воображение. Я тоже хотел стать морским офицером, как отец.

Должен признаться, что наблюдая за кораблями, я одновременно мог часами любоваться полетами чаек. Красивое это зрелище. Удивительная легкость и свобода их полета. А тут еще и в газетах пошли сообщения о первых полетах братьев Райт на своем аэроплане в Америке, об успешных полетах Сантос-Дюмона на дирижаблях в Париже вокруг Эйфелевой башни и на первом в Европе его же аэроплана, похожем на воздушный змей и летающем хвостом вперед. Все это, конечно, захватывало воображение гимназиста и я начал интересоваться авиацией. В 1907 году в Севастополе я построил самодельный планер собственной конструкции. Кажется, это был один из первых планеров в России. Пытался на нем летать.

Мое увлечение флотом и авиацией решилось в пользу авиации неожиданно для самого себя. В 1910 году я собрался поступать в        Петербурге в военно-морское инженерное училище. Но на медицинской  комиссии врачи срезали меня по здоровью, нашли, что у меня слабые легкие и приписали мне горный воздух. "Профессор, - спросил я тогда почтенного председателя медицинской комиссии, - я полагаю, что для горного воздуха не обязательно ехать в горы? Что вы скажете, если я начну летать на аэроплане?"

Профессор озадаченно поглядел на меня, но, убедившись, что я спрашиваю вполне серьезно, задумался и неуверенно протянул:

- Пожалуй, можно попробовать...

Я подал рапорт в Гатчинскую летную школу - тогда она была первой и единственной в России. Был принят, стал учиться летать. И не жалею об этом. Как видите, высотный воздух вполне помог  мне, на здоровье не жалуюсь.

Обитатели Волошинского дома и сама хозяйка еще долго не расходились отдыхать и Константин Константинович допоздна рассказывал о полетах, о различных случаях из своей летной практики.

- И, наконец, последний вопрос, - как бы подытоживая интересный вечер  и  желая  дать  гостю   отдых,   сказал   Максимилиан Александрович, - Вы  уж извините за любопытство, Вы надолго в наши края?

- Да как вам сказать, - подошел к окну Арцеулов и поразился красоте коктебельской ночи. Море и горы при полной луне смотрелись еще таинственнее и дико, чем днем.

- Меня интересует в Коктебеле одна гора...

- Гора? - удивился Волошин, - Их здесь полно. Но тогда Вы, наверное, не в то окно смотрите... Вот в это надо, с видом на Кара-Даг.  Все поэты и художники прежде всего им интересуются...

- Извините, Максимилиан Александрович, но я не поэт, а летчик и меня интересует именно вон та гора, - кивнул Арцеулов на освещенный  луной длинный склон с ровной вершиной.

- Узун-Сырт?

- Именно он.

- Что же вас там привлекает? Обыкновенная, невзрачная на вид гора, ни высоты, ни красоты. Только и того, что длинная...

- Я запомнил ее еще с детства, - таинственно улыбнулся Арцеулов,- Когда дед брал меня с собой на этюды. Запомнил, как над ней парили орлы... Вот мне и захотелось поглядеть на них снова. Завтра пойду...

- И я с вами! Чур первый! - напросился Волошин, - Берете в компанию?

- С радостью! - согласился Арцеулов.

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Стоимость летного часа на спортивном дельтаплане выше стоимости летного часа пассажира Боинга 747

Кто здесь?

Сейчас 33 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 1224499
| статьи