ОДВФ
Монография - Были крылатой горы. Часть I

Виктор Владимирович Гончаренко

Все права на цикл рассказов "Были крылатой горы" принадлежат сыну В.В. Гончаренко Юрию Викторовичу Гончаренко.
Копирование, перепечатка и другое использование материалов возможно только при наличии разрешения владельца - Ю.В. Гончаренко

В марте 1923 года со страниц газет не сходили крупные заголовки, в которых то и дело мелькали в непривычном сочетании четыре большие буквы - ОДВФ. “Вступайте в ОДВФ!” - призывали газеты, - “Трудовым рублем укрепим ОДВФ!”      

По Москве с утра до ночи носились шустрые мальчуганы-продавцы газет, горланя на шумных перекрестках во все горло: “Свежие новости! Создано ОДВФ!”

- Чаво, чаво?- останавливались бородатые мужики, стекающиеся в Москву из разоренных деревень в надежде на заработок, - Че енто такое? И не выговоришь.

- Эх, деревня! - снисходительно объясняли неграмотным мужикам мальчуганы, - Не “чаво”, а ОДВФ, Общество друзей воздушного флота! Поняли? Вот, видите, написано: “Трудовой народ - строй воздушный флот!” Скоро вся Россия будет летать на аэропланах!

- Едрит твою корень! - разевали от удивления рты мужики, роясь в карманах и отыскивая гривенник на газету, которую, если не прочитать, то все равно можно использовать на цигарки.

В городах и уездах комсомольцы устраивали сбор средств на строительство воздушного флота.

Владимир Ильич Ленин и Надежда Константиновна  одними из первых вступили в ОДВФ и внесли на постройку самолетов из своего скромного жалованья 6 рублей.

- Ну, ежели и Ленин, - соглашались прижимистые мужики в деревнях, сознательно раскошеливались из куцей зарплаты рабочие на заводах и фабриках, - тогда и мы поддержим! И мы не супротив нужного дела! - и летели в металлические кружки медяки и гривенники - кто сколько мог.

Так за один год по стране в фонд воздушного флота было собрано несколько десятков миллионов рублей.

Новосозданное Общество друзей воздушного флота сразу же развернуло “поход на ликвидацию авиационной неграмотности народа”. По всей стране, в городах и селах читались лекции по авиации, пропагандировались авиационные знания, поддерживалось развитие авиамодельных и планерных кружков.

Энтузиасты из “Парящего полета” на Красной Пресне воспрянули духом.

- Ну, друзья, - радовался со всеми Константин Константинович Арцеулов, - начинали мы с малого, а теперь вся страна мечтает о крыльях! Слыхали? При ОДВФ образован “Центр безмоторной авиации”, который специально будет заниматься только вопросами развития и расширения планеризма в стране. Центр уже заинтересовался нашими делами и постановил провести осенью в Крыму, на горе Узун-Сырт первые всесоюзные планерные испытания.

- Вот это новость! - воскликнул военный летчик Невдачин, пробующий в кружке свои силы в качестве авиаконструктора. - Надо быстрее заканчивать “Буревестник”!

Кружковцы знали, что “Буревестником” Вячеслав Павлович назвал свой планер-первенец, который он строил с необычайным энтузиазмом. По мнению большинства, “Буревестник” был задуман удачно, как тогда говорили, “по-самолетному”. Это значило, что он имел фюзеляж, кабину для пилота и даже деревянные колеса. По тем временам это был довольно сложный проект. Некоторые кружковцы считали, что планеру не обязательно иметь кабину, что он может быть попроще и подешевле. Ведь летал же основоположник планеризма, немецкий инженер Отто Лилиенталь, на крыльях из ивовых прутьев, обтянутых шелком, надевая их на себя! Правда, это было не очень удобно: пилот во время полета просто висел под крыльями и управлял ими без рулей, балансируя телом... Конечно, сейчас такая примитивность ни к чему, но и закрытый фюзеляж с кабиной тоже казался “ненужной роскошью”.

- Что главное в планере? - спрашивали сторонники легкой и дешевой конструкции, и убежденно отвечали, - Крылья! Они создают подъемную силу, А все остальное - детали. Вместо фюзеляжа можно сделать легкую ферму или балку, на которой и будут крепиться впереди управление и сидение для пилота, а сзади - хвостовое оперение. Просто и доступно для постройки в любом кружке.

Такую простую конструкцию для своего учебного планера избрал, например, Сергей Владимирович Ильюшин.

Впрочем, здесь каждый был волен делать что сам считает нужным, так как никакого опыта в постройке планеров ни у кого, кроме Арцеулова, не было. На вопрос - что нужно в действительности? - тоже никто толком ответить не мог. Вот и сейчас вспыхнул знакомый спор, что лучше? Это была привычная, как подшучивали остряки, битва умов. Мнения разделялись поровну. В таком шатком равновесии все отлично понимали, что окончательный ответ на этот вопрос в состоянии дать только практика - проверка планеров в деле, в полетах.

И вот - радостная весть о предстоящих планерных испытаниях в Крыму! Она взволновала и подхлестнула всех.

Даже спокойный и всегда невозмутимый Анощенко заторопился к себе в Воздушную академию, где он строил свой необычный планер.

- Ну что ж, друзья, - напутствовал кружковцев Арцеулов, не будем терять время на споры. За работу!

 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Заклинило молнию? Садитесь "на пузо" - это получается даже у реактивных самолетов!

Кто здесь?

Сейчас 95 гостей онлайн

Статистика

Просмотры материалов : 1289683