Борис Данник. Начало. Печать
История
07.09.2013 08:13

Всё началось с заметки в «Комсомольской Правде»…На то время я уже уверенно стоял на водных лыжах и вдруг такое «приложение» к ним! Ещё более острые ощущения! Написал в редакцию КП и попросил выслать координаты А.Казённого. Газета оперативно отозвалась на мою просьбу и Александр выслал мне эскизы с размерами и прочую «сопроводиловку».

В Черкассах я быстро подключил комсомольские органы и ДОСААФ. Под «соусом» подготовки к празднованию традиционного Дня Военно-Морского Флота, где я с командой водно-лыжников уже принимал участие, мне оказали посильную помощь в приобретении необходимых материалов.

На водно-спортивной базе ДОСААФ мне предоставили «угол» для сборки конструкции.
При этом шла интенсивная переписка с А.Казённовым по поводу всевозможных конструкторских тонкостей. Итак. Трубы Д1Т 32х5(?), парашютный шёлк (ничего другого я не нашёл – поджимали сроки) с пропиткой жидкостью для водостойкости палаток, тросики- 2мм. Подарили яхтсмены, тендеры и метизы «скомсомолили» с одного «почтового ящика».

На ручной швейной машинке «без зигзага» скроил и сшил собственно крыло. Больше всего пришлось повозиться с сочленениями каркаса на предмет сборки-разборки-переноски. Не имея никакого опыта подобного конструирования помогли друзья-инженеры. В конце-концов на места сочленений пришлось одеть «чулки» из хромансилиевых труб.

После того, как собрал это изделие, именуемое тогда «змей», стал вопрос о буксировке. Те катера, что таскали нас на лыжах, не подошли – не хватало скорости. Остановились на катере на подводных крыльях «Стрелка». Он уверенно выгребал меня из воды, но получалась большая дистанция с момента старта до отрыва. Висеть на руках – удовольствие со знаком «минус». Всей мощности мышц плечевого пояса хватало минут на десять и то в штилевую погоду. Выход напросился сам – нужно сидеть. Затем долго подбирал размеры т.н. уздечки из трёх фалов, что регулируют постоянный угол атаки. При неправильном подборе змей начинал входить в правые и левые крены и описывать «восьмёрку». Она увеличивалась в
амплитуде и даже при моментальной отцепке, на скорости 50-70 км./ч., меня больно било об воду. С третьей попытки удалось наладить уздечку и, в конце-концов, змей был укрощён.

С водителем катера обговорили все детали по рекомендациям А.Казённого. Для более быстрого выхода катера на крылья, мы отполировали их до «зеркала», что и заводу-изготовителю не снилось, сняли с катера всё лишнее – оставили только кресло водителя, спасательный круг, багор. В боковые бензобаки наливали всего по 10л. Бензина. Пробег по воде до отрыва у нас сократился и стал где-то 70-100м. На Днепре леталось замечательно. Катер выделяли только по выходным и погода, как правило, была пляжно-штилевая.

Финальный полёт мне подарила Одесса-мама. В 1973 году, работая в пионерском лагере «Молодая Гвардия», что в Лузановке, решил тоже попробовать змей на морских просторах. Опять-же приурочили ко дню Флота. Комсомольцы Одесского Морского Порта выделили катер на подводных крыльях с очень большими лошадиными силами – прямо-таки морской монстр! В Лузановке при большом скоплении народа стартовал без всяких тренировок в 100м. от берега со шлюпки (далее есть на фото). Работа с экипажем была проведена на ходу. В отличии от ласкового штиля Днепровского водохранилища – волна, боковой ветер. В некоторых эпизодах, на мой взгляд, буксир был почти вертикальным. Было немного страшновато. Обошлось. Второй полёт был уже в более спокойной атмосфере вдоль всех знаменитых пляжей Одессы. Это были мои заключительные полёты.

В 1975 году мне написал Виктор Ягнюк из Рижского института Гражданской Авиации о группе киевлян, что уже летают на крыле «рогалло». Опять-же заметка в журнале «Техника молодёжи» о первом слёте дальтапланеристов в Славско-Карпаты. Но это уже другая история. Думаю, что уже не обо мне. Благодарен всем, кто заботится об истории дельтапланеризма.


Борис Данник

Обновлено 07.09.2013 08:21
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Шлем дельтапланеристу нужен для того, чтобы не получать шишки при повторном наступлении на грабли

Кто здесь?

Сейчас 17 гостей онлайн

Где я?

Главная страница История Борис Данник. Начало.

Статистика

Просмотры материалов : 1198455
| статьи