Киевскому дельтадрому - 20 лет Печать
История
02.12.2009 14:29

Рассказы пилотов-дельтапланеристов Николая Лукьяновича КАЛАШНИКОВА, Юрия МОЧАЛОВА, Александра Николаевича ДАШИВЦА, записанные В.В. Никитюк

Декабрь 1999 г.

Рассказывает Николай Лукьянович КАЛАШНИКОВ:

"С начала 1976 года мы летали на холмах у села Лесники. Склоны там не очень хорошие, но ничего лучшего в то время не нашли.

Однажды, когда ехали на полеты на рейсовом автобусе с двумя аппаратами, к нам пристал старый дед (по моим понятиям лет ему было около 70) и начал расспрашивать:"А что это у вас и куда вы едете?" Мы объяснили. Тут он нам и говорит: "А почему именно в Лесники, а не в Ходосовку, там склон 150 метров и условия лучше. До войны с той горы запускали планера." Мы начали спорить с ним: "С тех пор там уже все застроено домами, вокруг линии электропередач". На что он нам ответил: "Приезжайте, увидите сами."

Нас это заинтриговало, тем более, что конечная остановка автобуса N 67 была в Ходосовке. На следующие выходные мы с Валерой Покотиловым и Жорой Макаровым поехали туда.

Когда приехали - западный склон на нас произвел достаточно сильное впечатление, а когда поднялись на восточный склон, ощущение было, что стоишь на горе Клементьева (именно такое же эмоциональное воздействие на меня произвела гора Клементьева). Вспомните вид с южного склона - горы действительно голубые, и их нельзя сравнить ни с Кавказом, ни с Карпатами, ни со Средней Азией. Тут душе хочется действительно петь. Аналогичное состояние у меня было, когда я стоял на восточном склоне ходосовской горы.

Восточный склон. Штиль. Я стартую. Лечу по прямой. Сел. Поднялся на гору. Покотилов говорит: "Полет длился 1 минуту 35 секунд!" (Покотилов от волнения не мог поверить, что полет длился всего 35 секунд и поэтому прибавил еще 1 минуту). И только лишь когда проанализировали мои впечатления от полета и то, что я делал в воздухе, оказалось, что прошло всего 35 секунд. Это произошло 4 сентября 1976 года. В следующие выходные тут была масса народа с дельтапланами. Найти хоть кого-то, кто летал до войны здесь на планерах, не удалось, хотя нашлось несколько свидетелей тех дел.

2 января 1977 года. Мороз -15, ветер - более 10 м/с. Мы с Володей Моисеевым приехали на гору. На традиционный восточный старт при таком ветре и морозе желания идти не было. Володя стартует от кладбища и летает галсами вдоль склона 18 минут(!). Это был первый рекорд горы по продолжительности полета."

Рассказывает Юрий МОЧАЛОВ:

"...Дельтаплан я впервые увидел в п.Бакуриани в феврале 1976 года. Неожиданно вынырнув из-за стены елей, он, просвистев крыльями, пролетел надо мною на высоте 4 - 5 метров. Полет произвел на меня неповторимое впечатление. Посадка была произведена на большой скорости на лесную просеку, поэтому не могла быть очень мягкой, но зрелище настолько меня поразило, что я закричал :"Вот настоящий мужчина!" Этим мужчиной оказался Михаил Гохберг. С этой минуты я и заболел дельтапланеризмом.

Гору около Ходосовки я увидел позже. В октябре 1976 года. Попал на нее вместе со своими отцом и дедушкой, свою жизнь они посвятили развитию авиации, поэтому понимали и поддерживали меня в этом начинании. Гора сразу показалась нам "крутой". Над безлюдным склоном сияло осеннее солнце, дул холодный, восточный ветер (4 - 5 м/сек), и только внизу под горой мирно гуляли, как игрушечные, буренки. Расстегнув и расправив ГэВээФовское пальто, я несколько раз энергично разбегался "на ветер", отчаянно махая "крыльями", однако полы пальто сразу входили в "режим трепещущего флага" и подъемной силы явно не хватало для полета. Жители с.Ходосовка охотно рассказали о том, что летает здесь уже какой-то дядя композитор и длинный планерист, но сегодня летать, мол, опасно, очень сильный ветер дует на высокую сторону горы. Узнал и адрес летающих, ими оказались: Калашников, Дергунов, Моисеев и Деркач. Вот так и произошло мое знакомство с горой, правда я думал, что я там первый, а оказалось, что с ней дружили в свое время планеристы далеких 30-х годов.

С этого момента Гора стала частью моей жизни. Она меня познакомила и сдружила с большим кругом дорогих для меня людей, с которыми можно по настоящему трогательно встречаться и общаться в любые, даже в трудные, моменты нашей жизни. Эти встречи приобрели для меня характер подзарядки жизненной энергией и оптимизмом. Сколько раз я, проезжая по городу на машине, тормозил, узнав в прохожем товарища по Горе. Гора меня познакомила с А.Клименко, В.Покотиловым, В.Калиниченко, А.Дашивцом, В.Друкарем, Ф.Новиковым, братьями Першиными, Г.Бурзаком, Б.Лахиным, Н.Лучкиным, И.Шевчуком, В.Хесиным, К.Петерсон, В.Гусаровой, О.Белоусом, С.Волченко, Ю.Антанюженко... Вспоминаются бывавшие на Горе Виктор Гончаренко, О.К.Антонов со своей семьей, художница, первой начавшая рисовать дельтапланы на своих картинах - Я.А.Мациевская. С нами, тогда еще студентами КИИГА, приезжал на Гору и наш ректор - А.Ф.Аксенов; бывали на Горе президент дельтаклуба Варшавского политеха - Иржи Маштальски, венгр Ференц Куташи. А соревнования "Киевские старты - 77" познакомили с Горой лучших пилотов Союза из других городов, тут были: В.Тюменцев, А.Коркач, С.Топтыгин, В.Ягнюк, В.Шевчук, И.Тищенко и С.Казанцев и много других замечательных спортсменов."

Рассказывает Александр Николаевич ДАШИВЕЦ:

"На Горе впервые полетел в октябре 1976 года. Увидев Гору, сразу понял, что это как раз то место, где будет развиваться наш спорт. И сразу же принялся за официальное создание Киевского городского дельтадрома - дельтадрома "Круглое городище"."

Рассказывает Валентина Владимировна НИКИТЮК:

"Свой первый дельтаплан мы начали строить осенью 1976 года в секции Киевского Дворца пионеров, увидев чертежи в журнале "Моделист - конструктор". На Гору в первый раз я приехала в мае 1977 года.

24 мая. Утро. Подойдя к горе с западной стороны, сразу же попала в огромное море цветов, которое простиралось вокруг меня (в те времена еще был контрсклон, стоящий в метрах пятидесяти от основного склона, но немного ниже по высоте). Посреди этого моря цветов тек небольшой ручей.

Поднялись на восток. От восторга не было слов. Впереди, насколько охватывал взор, равнина в голубой дымке. Место посадки возле горы, из-за дымки, видно не было. Ощущение - ты паришь над землей.

В этот день ветер был западный, и мы ушли летать на западный склон. Подняла для старта аппарат, увидела перед собой цветы, и стало жалко их топтать, но...

Завершить свой небольшой рассказ хочется стихами (не помню только чьими):

Первый полет, разве он забывается,
Кажется все замирает вокруг.
Хочется петь и душа восторгается,
Нет, никогда это нам не забыть.

Кажется нет у земли притяжения,
Твой дельтаплан словно в небе завис.
Легкий толчек, вот оно - приземление,
Нет никогда это нам не забыть.

Гора - это место, куда мы спешили, для встечи с небом, встречи с друзьями."

Обновлено 23.09.2010 13:51
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Если по прогнозу на завтра обещают летную погоду - это не повод будить инструктора в час ночи.

Кто здесь?

Сейчас 127 гостей онлайн

Где я?

Главная страница История Киевскому дельтадрому - 20 лет

Статистика

Просмотры материалов : 1287687