Потаскунские советы Печать
От винта!
03.12.2009 17:09

Постараюсь вкратце описать, что должен знать пилот-буксировщик, а также пилот-дельтапланерист при выполнении аэробуксировки.

Буксировочный фал

Если это у вас дело новое, то советую начинать с изготовления стартовой тележки и длинного буксировочного фала ~70-80 метров. Так будет легче для буксировщика и обучаемого. Мы используем капроновый фал диаметром 3,5 - 4 мм, примерно 200-220 кг на разрыв.

Обязательно надо ставить разрывные звенья на ~90 кг (латный шнурок).

Буксировочный фал.

Тросовая петля, которая входит в вал редуктора, не должна иметь заделок. Чтобы фал не закручивался после отцепки, в начале фала желательно поставить вращающийся карабин (вертлюг).

Теперь о замке на МДП. Он представляет собой двухконусный парашютный замок, немного доработанный в части замены оси на более прочную и в установке возвратной пружины. Этот совет относится к тем, кто использует "Ротакс" с редуктором "Е" (с полым валом). При выходе троса фала из комля винта нужно установить подшипник, чтобы винт при вращении не перетирал трос.

УСТАНОВКА ЗАМКА ОТЦЕПА НА БУКСИРОВЩИК ОБЯЗАТЕЛЬНА!!!

Ручка отцепа должна располагаться в легкодоступном для пилота месте. Не забудьте установить на пилоне телеги зеркало заднего вида.

Теперь о полетах.

Буксировочная тележкаВ качестве буксировщика мы используем мотодельтаплан "Аэрос" - крыло "Стрейнджер"/"Штиль-17", двигатель "Ротакс 582", винт 3-лопастной "Юнкерс Профлай". Буксировку современных спортивных аппаратов я произвожу на скорости 60-65 км/ч. Пробовал также буксировать учебный аппарат типа "Студент", скорость буксировки при этом держал 52-55 км/ч, но обороты пришлось убрать до 5800. Такие дельтапланы лучше буксировать в тихую спокойную погоду.

Обратите внимание на старт. Он не такой, как на лебедке - схватился за ручку и полез вверх.

При аэробуксировке усилия по тангажу более солидные - ручку надо держать хорошо. При старте на буксировке за МДП, буксируемый после отрыва от тележки должен дать буксировщику взлететь, зафиксировавшись на высоте 3-5 метров. После отрыва буксировщика дельтапланерист должен сохранять свое положение примерно с тем же превышением.

Дельтапланерист должен постоянно видеть зеркало буксировщика (это гарантия того, что пилот МДП видит буксируемого). Буксировщик в зеркало должен видеть заднего чуть ниже задней кромки крыла. В таком положении комфортно будет обоим. Если буксируемый ушел с "экрана" зеркала заднего вида, не стесняйтесь - сбрасывайте его, пока он не поставил вас вверх тормашками.

ОБ ОПАСНЫХ РЕЖИМАХ.

В процессе обучения я заметил три основные проблемы.

1. Резкое взмывание вверх заднего при старте, тогда буксировщик не может долго оторваться от земли и взлетная дистанция увеличивается. Если взмывание заднего происходит сразу после отрыва буксировщика, его НЕМЕДЛЕННО надо отцепить, так как он может сорвать буксировщика на малой высоте.

2. После взлета начинается раскачка заднего, что опасно и для буксировщика и для дельтаплана. Если амплитуда раскачки ДП небольшая и не прогрессирует, можно продолжать полет в надежде, что пилот успокоит своего "скакуна". Если амплитуда возрастает и буксировщик начинает зависать с забрасыванием в сторону задней части, то обычно рвется разрывной элемент, но я, обычно, не довожу до этого, а пользуюсь отцепкой. При обучении буксировщик должен контролировать полет заднего постоянно, и по поведению пилота определять - добавить или убрать скорость, или сбросить его... к такой матери, чтоб он не "наломал дров".

АэробуксировкаБывают случаи, когда буксировочные замки у дельтапланеристов клинят, и они не могут отцепиться, на этот случай необходимо пройти предварительный инструктаж о действиях и соответствующих сигналах. Буксировщик видит такой сигнал и отцепляет фал.

Начинать первые буксировочные полеты лучше в спокойную погоду без термички. Предупреждайте буксируемых, что если начинается раскачка и он чувствует, что не справляется - нужно отцепляться, а не ждать, пока он окажется вниз мачтой на малой высоте. В болтанку старайтесь больше работать газом, чем ручкой, иначе ваши клиенты будут отрываться на границе потока.

3. Буксируемый оказывается намного ниже буксировщика. Редко встречающаяся проблема. Если пилот достаточно опытный, его можно вытащить, чуть-чуть взяв ручку на себя, если "чайник" - лучше сбросить и отправить изучать теорию.

Вот, в общем-то и все, на что я хотел обратить ваше особое внимание.

Зенченко А.В. - пилот-буксировщик фирмы "Аэрос"

Обновлено 23.09.2010 13:46