Психопедагогика для инструктора Печать
Педсовет
05.12.2009 20:18

(или инструктор параплана глазами "чайника")
Так получилось, что ни водным туризмом, ни парапланом (а раньше - парашютом или другими полетами) в свое время мне заняться не удалось. Хоть и хотелось. Другие занятия полностью занимали не только все лето, но и зиму. И вот, на тебе! Неисповедимые Господни пути все-таки привели меня под купол.

Имея некоторый другой спортивный опыт, я начал это феерическое занятие, конечно же, под руководством инструктора (уже позже с удовольствием отметив, что во всех пособиях по параплану так и пишут: ребята, мол, начинать без инструктора - опасно для здоровья).

А потом начал задумываться, а каким же ему быть бы надо, идеальному инструктору в парапланерном деле? Вот эти праздные "измышления чайника" и предлагаю вашему вниманию. Может быть они помогут тем, кто уже ведет инструкторскую деятельность - это ведь как бы сигнал обратной связи: возможно, такими вас хотят видеть ваши клиенты. И если так, то это послужит и распространению летных идей в массы, и - пардон за цинизм - коммерческому успеху не только всего дела в целом, но и господ инструкторов, в частности.

Ну, а не поможет - так какой спрос, "чайник" - он и есть "чайник".

1. Первая встреча - последняя встреча (?) (романс).

Итак, первая встреча. А встречают-то, как известно, по одежке. В данном случае, и в буквальном смысле, и в переносном. В буквальном - ну, очень внушительно, если увидел инструктора на горе, а он не в каких-нибудь там потертых джинсах, а в летном комбезе, возможно с эмблемой клуба на спине (мы ведь до сих пор неверно считаем, что если клуб - так это солидно, а если частнопрактикующий - так это не то дилетант, не то хапуга). А на груди неплохо иметь нашивку с именем-фамилией, должностью (инструктор, естественно) и группой крови (тоже помогает имиджу!). На ногах ботинки. Мы, "чайники", должны сразу видеть, что это просто необходимый атрибут. Шлем пока можно не одевать. Но в полете - обязательно. Даже если это простой подлет на 10-20 секунд. Речь - это тоже та одежка, по которой встречают. И хотя это хобби аксиоматично предполагает наличие некоторого интеллектуального ценза, приходилось, тем не менее, слышать словечки типа "западло" (это максимум), ну и чуть полегче. Что, конечно, может сыграть положительную роль у "конкретных" ребят, но и те, скорее всего, будут чтить инструктора за его умение обращаться с куполом, а не за отпадный лексикон. Обращение с народом - это примечательный параметр инструктора. Один из знакомых, например, сразу всех зовет на "ты", независимо от пола и возраста. Нет проблем, но честь тыкать на подопечных надо все же заслужить, считает, например, Виктор Сычев (альпинист), снежный барс, Чемпион СССР, который даже к самым молоденьким ученикам по имени-отчеству и на Вы обращается... И еще пришлось услышать, уже в обращении к зрителям (их возраст 20-40 лет + дети):

- Ну что, летать будете?

- Да, мы... Да нет пока... Да мы просто...

- Ну, тогда кыш отсюда!..

Дальше в разряд "одежки", по которой встречают, входит личное умение инструктора летать. Но об этом чего говорить - умеют ребята.

2. ...Учились мы.. чему-нибудь и как-нибудь (из "Горе от ума")

Что там следующее в наших "чайных глазах"?

Вы думаете, безопасность?

Ничего подобного. О безопасности мы начинаем думать чуть позже: когда это громадное полотнище площадью в две жилые комнаты вашей квартиры, вдруг хватает вас за подвеску и волочит куда-то по горе, колотя боками и спиной по кочкам.

Или даже еще позже, когда вы якобы стартовали, а вас сдувает куда-то вбок, волочит куда-то по горе, опять-таки колотя боками и спиной по кочкам.

Но опасность, возможно, еще не доходит до вас, потому что вы как бы переложили свою ответственность за себя на него, инструктора. И раз он рядом, значит все о'кей. Правда, в случае чего (тьфу-тьфу-тьфу) - в больнице не ему, а вам лежать. И проведает ли он вас там - это тоже вопрос его качества...

Так вот. Хоть безопасность и архиважна и приоритетна, но для нас, "чайников", вначале первостепенным является то, как нас учат.

Но похоже, что ребята, имеющие инструкторские "корочки" или устремления, не всегда знают, как учить лучше. Они знают, как образуются термики и когда ждать ротора, знают за какую веревочку, с какой силой и амплитудой дергать, если будет коллапс купола, знают даже, чем акселерат от акселератора отличается.

Но дальше нужно донести самое важное из всего этого до нас, "чайников".

3. Зри в корень! Козыряй! (Козьма Прутков)

А для того существуют достаточно простые правила обучения.

Ну, например, известно, что одной из целей обучения является получение навыка каких-нибудь действий. Навык - это доведенное до автоматизма умение. Но умение можно приобрести только зная, что, как и когда делать. Вот мы и получили известную триаду: "Знание + умение + навык". И никуда от нее не деться. Чтоб поднять купол, лететь, парить и поворачивать, нужно знать, как и почему это происходит. Зная это, можно даже в полете вспомнить и отработать как надо клевантами. Это умение. Но нужен все-таки навык, ибо действовать желательно быстро, автоматически. И чтоб этот навык нам "чайникам", получить, нужно, чтоб побыстрее "дошло". Для чего неплохо эти самые правила педагогики знать. Их не так много, так что назовем их все:

Принцип сознательности и активности

Научить можно только того, кто этого хочет (сознательность), и кто к этому прилагает усилия (активность). Казалось бы, нечего об этом и говорить, потому мы, "чайники", и путаемся у асов и инструкторов в ногах, стропах и куполах, что сознательно хотим уметь летать как они. Но не так все просто. Пример: усилился ветер, и активный, но несознательный юноша все же решает поднять купол на верхнем перегибе склона, воспользовавшись отсутствием контроля инструктора. Результат - вдувание на вышерасположенное поле и, как было сказано выше, колочение боками и спиной по кочкам.

Принцип систематичности

Его лозунги - "От простого к сложному", "От известного к неизвестному", "От знания к умению, от умения к навыку".

Принцип доступности.

Этот принцип работает в паре с предыдущим. Ну не нужны мне ни термики, ни триммеры в первые дни моего знакомства с куполом в тот момент, когда я стою прикованный к нему карабинами и выгадываю, как же лучше его поднять, чтоб он меня не кинул. Мне нужно пару четких указаний, или поддержек, или показать еще раз, как это делается (об этом, правда, в следующем принципе).

Или если я еще молод и не знаю толком всех этих формул и законов Бернулли, найдите мне попроще объяснение подъемной силы.

Правда, все, что я тут сказал, конечно же не относится к общению вне обучения, когда я, "чайник", расслаблен и за чашкой чая действительно с благоговением и радостью буду слушать и о термиках, и о характеристиках куполов. Еще и ночью об этом вспоминать буду.

Принцип наглядности.

Показ с коротким (коротким!) рассказом - вот одно из возможных воплощений принципа наглядности. Ошибки инструктора при этом такие, взявшись показывать тот же подъем купола, он увлекается, начинает затем демонстрировать, как балансировать куполом, а потом - и как на нем лететь. Оно и понятно, он же потому этим и занимается, что любит параплан и ему трудно оторваться от строп. Но я то, получив обратно аппарат, уже и забыл начало показа.

Принцип прочности.

Прочность - это значит вас не "заклинит" в сложной ситуации. Вы автоматом делаете то, что нужно. От проверки всего, что нужно, на старте, до приземления. Основа прочности - повторение, которое, как известно, мать учения! То есть, тренируйтесь на здоровье. А для этого, особенно поначалу, очень важна установка на отработку конкретных приемов при каждом старте, а не просто взлететь и сесть.

4. Не пой, красавица, при мне (романс).

Следующим личным наблюдением является наличие у инструкторов прямо-таки огромного запаса знаний по любимому делу.

Прямо-таки огромного катастрофически. Для ученика. Потому что представьте себе картину: гордый и счастливый "чайник" поднял, наконец, купол и пытается им балансировать на старте, прежде чем рвануть в небеса (имеется в виду слететь вниз, под горку). Но тут рядом обнаруживается не менее гордый успехом учлета инструктор, которому тут же хочется нагрузить еще больше безусловно полезной информации. Он и грузит. И о птичках и комашках, которые взлетели вверх с термиком, и о ряби на озерце внизу, и о...

И это все безумно интересно, но в такой пикантный момент нам, "чайникам", просто недоступно. Ибо в психологии спорта давно установлен термин ООТ - основные опорные точки. Это те основные несколько моментов, на которые в состоянии обращать внимание человек при обучении какому-нибудь действию.

И в состоянии он, оказывается, отслеживать всего лишь 2-3 ООТ. Если ему дать весь комплекс нюансов этого действия, то всё, что свыше этих 2-3, будет не только ненужным в данный момент, но и попросту мешать, занимая извилины.

Как быть? Да в общем-то просто. Переводить по очереди ООТ в разряд навыков. Раз навык - значит мозг отрабатывает его автоматически, и можно следить за следующей ООТ.

5. Ты кто такой? А ты кто такой? (диалог: Паниковский-Балаганов).

Люди разные есть. Американские психологи спорта определили несколько их типов по восприятию переработке информации. Назвали их соответствующим образом. Одним надо все активно показывать, они "чувствователи", воспринимают мир больше через органы чувств. Другие - "думатели". У них, конечно, тоже органы чувств работают, но им надо продумать все, сообразить, как да чего, чтоб им не мешали. Если инструктору попался "думатель", надо дать ему возможность побыть с парапланом одному, подумать, попробовать. Это не значит, что этого учлета забыть можно, нет, ему нужны меткие советы, но чуть-чуть пореже. Хороший инструктор конечно же знает, с кем и как работать, а не засыпать "чайника" в неподходящий момент ворохом информации.

Знает он и как работать с молодыми пилотами, смелыми и порой безрассудными, и умудренными сединами, лысиной и вставными зубами, но тоже "хотящими". Словом, разбирается он в людях.

6. Полетели - полетели, на головку сели (детский стишок).

А вот теперь, наконец, о безопасности. Хотя на самом-то деле она должна стоять на первом месте. И одежда инструктора - то, с чего мы начали - это ведь тоже пропаганда безопасной деятельности! То есть то, что великие ученые назвали формированием мотивации на безопасную деятельность. Но кроме таких воспитательных моментов есть еще и прямые, практические.

Купол. Думаю, хороший инструктор не должен показывать "чайнику" купол с полуперетертыми стропами или лямками. Более того, совсем недавно наблюдал, как на инструкторском куполе у ученика после старта оторвалась клеванта... Возможно нужен переход ученика с очень уж учебного купола старой модели на учебный, но все-таки более современный. С площадью, которая соответствует его весу (во всех учебниках пишут какой). Тогда "чайник" увидит, что летать - это действительно реально. А главное - можно отрабатывать даже на маленьких горках больший спектр приемов.

Выбор места. Конечно, лучшие места для начала занятий - в Швейцарии или Германии. Но и тут, у нас, для первых полетов желательно все же иметь поменьше кротовьих нор и рытвин-колдобин. В принципе, за склоном надо ухаживать. Это четко знают горнолыжники, но не очень четко - парапланеристы. В том числе и инструктора, работающие на нем. Спилить колючий кустик, зарыть ямку, убрать мусор на парадроме - это не слишком частые у нас действия. Правда, кто говорит, что инициировать их не можем мы, "чайники"?

Погода. Не будем говорить о циклонах-антициклонах. Ветер. Пусть он будет достаточно сильным, но не чрезмерно. И не косым. Моя первая травма (ребра) была в присутствии инструктора на склоне, когда меня понесло куда-то вбок при заднем старте. Я, как и положено "чайнику", выронил клеванты и снес ребром кротовью нору, которых там было миллион. Мне повезло, соседнюю нору венчал кем-то заботливо установленный кирпич...

Старт. Может быть так действительно надо, но я с ужасом вспоминаю директиву поднять купол (задний старт) и бежать вперед спиной, не глядя под ноги, пока он не начнет держать (не забывайте, я "чайник", я еще толком не представляю себе, как это он держит). Я и сейчас со страхом смотрю, как этому учат других. Кстати, ни в одном зарубежном источнике такого не видел. Ни в фильмах, ни в книжках. Хорошо, что Витя Оноприенко показал задний старт со скрещенными клевантами. Но он не мой инструктор, он мой давний друг. Наверно поэтому пожалел. А европейцы - те сначала передний разучивают, в основном.

Финиш. Финиш, приземление, не должен стать финалом. Сам не раз видел такую картинку. Инструктор с помощником запускают клиента с горки. Тот - "руки вверх" - летит вниз, "тащится", возможно, если его воздухом приподнимает, но когда-то ведь и садиться надо. Учебные 20-30 секунд заканчиваются. Вот тут-то и возникают обмены эмоциями среди инструкторов и их соратников. Типа "я всегда с ужасом смотрю как ты приземляешься". Честно говоря, "чайник" тоже часто с ужасом смотрит на свое приземление, может быть с меньшим, потому что он там занят, дергает лихорадочно за тесемочки, пытается вспомнить где у него правая, где левая рука и потянуть именно той, про которую сверху кричат. И именно так как они кричат, а не резко. И так далее.

Но. Инструктор, дорогой, не надо ужасаться. Ты научи. Найди нужные слова, нужные упражнения, нужную их последовательность, дай на ночь или навсегда хоть какую-нибудь книжонку-пособие.

Или такой пример: один из искуснейших наших пилотов (Коля, тебе большой привет!) свой первый полет совершил на Кавказе, со склона метров на 400 выше альплагеря "Эльбрус". Приземление наблюдали чуть не поседевшие от этого зрелища друзья запускаемого. Оно произошло в покрытом валунами русле горной речки с громадной скоростью (как сейчас можно предположить - по ветру). Хорошо, что Коля - приличного класса горнолыжник с отличной реакцией и крепкими ногами - сумел пробежаться без последствий.

Доверяй - кому? Бывает и так у инструктора: ну, надо сегодня уйти. Свадьба у друга. Ученики на горе, купола, как медузы парят. Что делать? Ушли, доверили начинающую девочку достаточно опытным, но молодым ребятам. Косой ветер, открытый перелом.

У горнолыжных инструкторов было правило в свое время: инструктор уходит со склона последним, спускается и "закрывает" склон. Это гарантия, что свои все дома, всё в порядке. Может так и надо?

Страховка. Ни от кого из инструкторов не слышал о том как же застраховаться на случай чего. А ведь существует "Фонд взаимопомощи пилотов", в котором - позор! - из Харькова - аж 6. Возможно, я бы прямо сразу в него и вступил, если бы:

  • а) знал что этот Фонд есть,
  • б) знал куда деньги давать - не ехать же в Киев для этого?

Информация об этом для "чайников" разве не работа инструктора? Кстати, может членство в Фонде должно быть обязательно для членов клубов, сертифицированных пилотов, действующих спортсменов? Другое дело, если я сам по себе со своим куполом, тогда это добровольно. И то эти 10 у.е. в год взноса вполне можно накопить.

7. Финал.

Ну вот, отработал инструктор 20 "тугриков", что имел возможность выложить ему ученик, и тот вышел из под контроля бдительного ока. Что дальше? Приходилось видеть разные ситуации. От полного дальнейшего безразличия инструктора к бывшему подопечному (нет "бабок" - нет и слова доброго и полезного), даже если они рядом на горе находятся, до неожиданного бесплатного участия совсем незнакомых людей. Хотя инструктора часто декларируют, что они, мол, морально отвечают за своих учлетов, даже если они бывшие.

А совет, как правило, нужен.

Если человек "чайник", то это иногда бывает надолго.

Эти субъективные заметки появились благодаря импульсу, заданному Петром Васьковичем. Они не имеют отношения к конкретному лицу или конкретным лицам. Какие-нибудь случайные сходства - они и есть случайные. В целом, мы, "чайники", безумно уважаем тех, кто действительно что-то умеет, и стремимся тоже попасть в их ряды. Не инструкторов - просто летающих. Порой тщетно.

Лётный опыт: Рекорд высоты - метров 30 над точкой возможного падения. Рекорд длительности - секунд 40-60. Количество удачных взлетов - около 300. Количество удачных посадок - около 299. Количество травм - 2 (одна без "участия" инструктора). Купол "Орион" (инструктора) -- "Параспорт" (чужой) -- "Scooter". Зона полетов - родные украинские степи, выбраться на учебу ни на "Климуху", ни куда-нибудь еще пока не удалось. К сожалению.

В качестве "чайника":
Александр Мартынов
инструктор 1 категории по альпинизму, мс СССР
д-р фил., чл.-корр. Международной кадровой академии.

Обновлено 23.09.2010 13:40
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Перед выполнением маневра рекомендуется посмотреть в сторону поворота, чтобы не услышать о себе и своих предках много интересного

Кто здесь?

Сейчас 82 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Педсовет Психопедагогика для инструктора

Статистика

Просмотры материалов : 1289669