Полеты в облаках Часть 2 Печать
Воздушные приключения
01.12.2009 14:05

Продолжаю рассказы о полетах в облаках.

Сие случилось в Алма-Ате на Чемпионате Союза в 1988 (или 1989) году.

С утра на Ушконыр (или Ушконур? - до сих пор не знаю правильное написание) натянуло высокие перистые облака со стороны гор. Упражнение поставили не сложное - полет до ППМ в сторону Алма-Аты с возвращением. На старте был штиль с легкими дуновениями в хвост. В какой-то момент слева в горах начала формироваться облачность и ветерок потянул из долины. Облака были низкими, практически цеплялись за вершины хребта, и темными из-за тени от слоистых облаков. Пилоты, что были ближе к старту, начали готовиться к полету и, когда ветерок стал уверенным, начали один за другим улетать. Они практически сразу становились в спираль у склона и набирали высоту. На старте начался ажиотаж, я тоже одел подвеску, прицепился к дельтаплану и стал довольно быстро двигаться в очереди к месту старта. Облака тем временем уже подошли вплотную, было видно, что они имеют довольно приличное вертикальное развитие. На фоне белесой стенки кружились дельтапланы, я мысленно был уже с ними. Вот передо мной стартует очередной спортсмен, я беру аппарат на плечи и докладываю: "К старту готов!" Команда выпускающего: "Пошел!" практически слилась с командой РП: "Старт закрыт!". Я успел сделать первые шаги, но меня поймали за боковые троса и вернули на землю. Через 30 секунд на старт обрушился шквалистый ветер с проливным дождем. Втроем мы едва удерживали дельтаплан, чтобы его не унесло.

Продолжалось это безобразие около получаса. Проливной дождь закончился, заметно похолодало. Все промокли до нитки и с удовольствием помогали собирать друг другу дельтапланы, лишь бы не стоять без движения на ветру. После дождя грунтовую дорогу со старта размыло и «Камазы» с «Уралами» спускались по скользкой колее на грани фола. Зрелище было экстремальное - я никогда не видел, чтобы огромные «Уралы» прыгали по кочкам, как игрушечные самосвальчики. Благодаря искусству двух водителей, которые спустили все грузовики вниз целыми, мы поехали с Ушконыра дружной колонной.

Спускаясь вниз по серпантину, мы заметили в скалах обломки дельтаплана. Туда сразу же была отправлена группа спасения. На верху скального откоса лежали обломки дельтаплана "Переход" на котором летал Миша Петровский. Но рядом его не было! Не прошло и часа, как принеслась весточка - Миша жив, спустился на парашюте примерно в полутора километрах от своего дельтаплана. Что же произошло? Во время суеты на старте Миша неправильно пристегнулся к фалу подцепа и в облаке, в которое он попал после старта, от начавшихся перегрузок карабин подвески сорвался с фала. По другой версии на подвеске распустился узел фала, который не был должным образом зафиксирован. Дельтаплан "Переход" отличался от остальных тем, что к пилоту крепились два дополнительных тросика, которые шли к дальним латам крыла и изменяли крутку дельтаплана при перемещении пилота. После того, как Миша оторвался от аппарата, он этими тросиками легко обломал консоли дельтаплана и с этими запчастями устремился вниз. Парашют Петровский выбросил почти сразу, который благополучно наполнился. Правда, при открытии парашюта в свободный полет ушла радиостанция. Миша приземлился в предгорьях Ушконыра. Но до получения радостных известий о спасении Миши, мы изрядно поволновались и поломали голову над непонятными обломками. Было даже предположение, что от удара пилот получил контузию и прямо в подвеске убежал в неизвестном направлении.

Это было не единственное приключение в тот памятный день.

Те, кто успел взлететь до закрытия старта, вынуждены были удирать от надвигающегося облачного фронта. Пилоты, которые замешкались у старта, испытали "удовольствие" полетов в облаках по полной программе.

Одним из них был Олег Овчаренко из Киева. При наборе высоты он увлекся и не успел улететь в чистое небо. Набор высоты продолжался уже без видимости земли в сплошной мгле. "Потолок" был не таким высоким, как в Кызыле, всего 1500-2000 метров над точкой старта. Но болтанка была довольно интенсивной и в какой-то момент Олег понял, что ориентация потеряна. Спасение лежало в кармане техкомбеза в виде "бычьего глаза" (компасс КИ-13). Оставалось проделать "небольшой" фокус - достать его оттуда, летая в облаке. Олег расстегнул подвеску, залез ногами в трапецию и стал по сантиметру подбираться к карману технички. С большим трудом ему в конце концов удалось это сделать. Теперь предстоял следующий этап - компас был на коротеньком штативе, но закрепить на трапеции его было нечем. Сначала Олег пробовал держать его в одной руке, а второй управлять дельтапланом, но из-за сильной болтанки справиться с аппаратом одной рукой не удавалось. Тогда он взял штатив в зубы и, глядя себе почти на переносицу, выставился с курсом на север, чтобы лететь в направлении долины. Таким вот оригинальным способом он выбрался из гор и благополучно сел в районе Каскелена.

Пилот из Прибалтики Витас Черняускас тоже долго летал в облаках, полагаясь только на свои ощущения. Как он нам потом рассказывал, дело происходило так. Летел он, летел, в сплошной облачной мгле, и вдруг увидел перед собой травянистый склон, отдал ручку и сел. На высотомере 1000 метров над долиной, вокруг альпийский луг и густой туман с моросящим дождем. Собрал аппарат в 6 метров и не спеша пошел вниз. Через какое-то время вышел к избушке, в которой менты справляли чей-то день рождения. Без лишних вопросов накормили, напоили и даже отвезли на своей машине в лагерь, где мы жили. Зрелище было интересное: мокрый, пьяный, и поэтому с трудом говорящий по-русски, Витас в сопровождении ментов, которые волоком тащили дельтаплан.

Облачный фронт двигался вдоль хребта, т.е. стена облаков была почти перпендикулярна горному массиву. По долине фронт двигался быстрее, в горах немного притормаживался. Пилоты, которые успели уйти в чистое небо гористее, летели вдоль хребта, но если аппарат «не жать», то долинная часть фронта начинала обгонять и перекрывала выход в долину. Большинство это быстро поняло и на зажатых ручках понеслось от фронтальной зоны, чтобы иметь запас по времени и расстоянию для выхода в долину, где еще надо было успеть размотать почти тысячу метров.

Нескольким человекам пришлось садиться в ущельях в роторах от предфронтального шквала. Чудом все остались целы, хотя шансов поломаться самим и разгромить аппараты было очень много. Подбор промокших и продрогших пилотов по всей долине продолжался до самой ночи.

Кстати, алма-атинцы иногда пользовались прохождением таких фронтов для полетов на дальность. Главное - вовремя стартовать и лететь впереди облачного вала. Таким образом они пролетали по 60-80 км.

Фронтальные грозы довольно легко прогнозируются и отслеживаются, но в условиях стыка гор и степей, суши и моря, могут быть сюрпризы, к которым надо быть готовым. И в общем, нет смысла проверять теорию практикой, слишком это рискованное занятие...

Автор статьи: Сергей Сергеев

Обновлено 23.09.2010 12:00
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Шлем дельтапланеристу нужен для того, чтобы не получать шишки при повторном наступлении на грабли

Кто здесь?

Сейчас 77 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Воздушные приключения Полеты в облаках Часть 2

Статистика

Просмотры материалов : 1312382