Чистая посадка Печать
Школа мастерства
05.12.2009 20:52

Старт и посадка дельтаплана - это наиболее рискованные этапы дельтапланерного полета. Это происходит не только потому, что вы близки к земле, но также потому, что взлет и посадка происходят в области низких скоростей дельтаплана - фактически вы вынуждены стартовать или садиться на срывных режимах полета. Проблема усугубляется тем, что управляемость дельтаплана ухудшается на скорости полета, близкой к скорости сваливания. Здесь я привожу несколько уроков, которые я получил на эту тему, наставившую синяки большинству дельтапланеристов как минимум один раз.

ПРОБЛЕМЫ БРЮСА НА СТАРТЕ

ПосадкаМой первый старт с рампы был просто бедствием. Почти не было ветра, и рядом не было никого более опытного, кто мог бы помочь или подсказать мне. У меня был небольшой налет и не много опыта, и единственная вещь, которую я знал, это то, что скорость - это существенно. Это был мой первый старт с рампы, и я нервничал, поэтому я сделал то, что мне сказали - я побежал вниз по рампе так резво, как только мог. Я помню две вещи до того, как я упал в кусты, через 3 метра от конца рампы. Во-первых, я пытался бежать действительно быстро, но чувствовал, что дельтаплан, как парашют, падает сзади меня, не дает мне набрать скорость. Второе, что я помню - это странный скрежещущий звук, когда я бежал по рампе. Немного позже я понял причину ошибки. Моя проблема была в том, что надо было держать угол атаки дельтаплана правильным. Так как я пытался разогнаться очень сильно, нос моего дельтаплана задрался. Это было усугублено тем фактом, что я привязал чехлы на килевую трубу сзади, создав заднюю центровку у аппарата. Я позволил носу аппарата задраться очень высоко, и скрежещущий звук во время разбега - был звуком килевой, бьющейся по деревянным доскам рампы. Не удивительно, что сразу после отрыва я упал в кусты - к счастью, я только сломал одну стойку! Однако же урок был выучен хорошо: нам нужна не только скорость, но и правильный угол атаки. С тех пор, всегда, когда я стартую при слабом ветре, я опускаю нос аппарата ниже горизонта до начала разбега. Я никогда не видел пилотов, у которых были бы проблемы из-за того, что нос их аппарата был слишком низко. Недавно я испытывал несколько жесткокрылов, и некоторые из них были с задней центровкой, так что все это может пригодиться и для их пилотов.

ПРОБЛЕМЫ АРНЫ НА ПОСАДКЕ

ПосадкаМоя жена Арна летает на дельтаплане уже 10 лет. У нее много различного опыта, но у нее была одна неизлечимая проблема. Во время захода на посадку ее аппарат часто не выдерживал прямолинейный полет и ей тяжело было снова вернуть его на правильную глиссаду до посадки. Она делала славный заход на посадку и выдерживала аппарат на повышенной скорости, чтобы не быть пойманной врасплох ветровым градиентом. Это все выглядело прекрасно, согласно учебнику, но у нее по-прежнему оставалась проблема со скольжением дельтаплана в повороте. Арна попросила меня посмотреть, что идет не так. До того, как я увидел два или три ее захода, я уже понял, что причиной проблемы был фактор скорости. Вообще-то, не самой скорости, а управлением дельтапланом на скорости. Арна подходила к финальной части своего посадочного маневра с руками на спидбаре, так она обеспечивала повышенную скорость, а потом перемещала руки на стойки для посадки. В этом-то и была проблема: ей бы протянуть на скорости с руками на спидбаре, но в это время она вынуждена перемещать руки на стойки. Сразу же, как только она отрывала одну руку от спидбара, дельтаплан отклонялся от курса в противоположном направлении. Вот и вся проблема. Решение было простым - оставаться на спидбаре до самой последней, прямолинейной, части захода на посадку. Таким образом, лучше лететь все время до земли в лежачем положении, не пытаясь переносить свои руки на стойки слишком рано.

ОБЩЕЕ ПРАВИЛО

Секрет безопасного взлета и посадки в том, чтобы минимизировать время, когда Вы близки к срыву и, убедиться, что Ваш аппарат летит без кренов и скольжения до того, как вы войдете в эту критическую часть полета.

Брюс Голдсмит

Cross Country №66,
January-2000

Перевод: Киричек И.

Обновлено 23.09.2010 13:13