Крыло-парус Печать
Вольная тема
02.12.2009 10:06

Я давно хотел такую игрушку. Чтобы не просто кататься на лыжах, а ехать используя силу ветра. Запомнилась фотография из старинного журнала начала века: дамы и господа развлекаются на Финском заливе на лыжах и санях под парусом. Мачта с парусом жестко крепилась на лыжи или сани. 20 век почти не внес изменений в конструкцию, все те же громоздкие монолыжа или буер с мачтой. А хочется мягкости и компактности... Бежишь себе на лыжах с небольшим рюкзачком, а ветер подул, достал парус и едешь, и желательно не куда несет, а куда хочешь.

Я пробовал ездить за прямоугольным куском ткани, привязав к четырем углам две веревки. Получилось, но только по ветру, почти не управляя, и с малой эффективной площадью паруса, стремящегося принять сферическую форму. Лучше, когда за таким парусом едут двое, разнося в стороны веревки и растягивая всю конструкцию. К тому же вдвоем веселее.

Но все же это езда по ветру, лишь с небольшим углом отклонения. А хочется управляемости, хочется свободы... Выходит, свобода - это полная управляемость? Для того кто управляет, безусловно, - да...

Ладно, пусть философы в предикатах разбираются, а мы пойдем летать, то есть, пардон, кататься.

Идея использовать параплан не только для полетов, но и для буксировки лыжника, телеги, яхты не могла не родиться. Опять же получаем ответ на вопрос: "Что делать в нелетную погоду при сильном ветре?" - кататься! А не только "ломать погоду", что, конечно, является основным и любимым занятием всех настоящих пилотов.

Итак, даешь параплан - парус! Однако обычный параплан не годится - слишком велик. Нужен специальный - маленький, вроде игрушечного параплана - змея. И такие игрушки появились: за рубежом раньше и много, у нас позже и мало. Мне довелось испытать первую в России серийную модель параплана - паруса фирмы "Параавис". 8 марта 1999 года. Отличная солнечная погода, на небе ни облачка. Ветер восточный 5-10 м/с. Сегодня весь народ наверняка рванет в Можайское висеть в динамике в "ложке". Надоело! На сегодня выбираю парус.

На юго-западной окраине города выхожу на Финский залив. План простой - проехать вдоль южного берега залива сколько смогу. Ветер в спину. Слева берег: парки и дворцы Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума. Справа, в 5 км параллельно берегу идет фарватер. Впереди, в 25 км - Кронштадт, за ним Дамба, а за Дамбой места дикие и неизведанные... Там воют голодные волки, ходят белые медведи... Там плещутся теплые радиоактивные волны незамерзающей у атомной станции полыньи и отрываются на льдинах рыбаки...

Раскладываю крыло, распутываю стропы, одеваю подвесную (?) систему, чтобы нагрузка шла не на руки, а на корпус. Включаю аварийный отцеп: подлетел к полынье или торосам - дерг и отцепил парус. Берусь за ручки управления. Все готово. Поехали! Крыло наполняется ветром, поднимается, и я еду, еду! Еду пока, впрочем, довольно медленно - ветер слабоват. Крыло имеет площадь 5 кв. м. и начинает тянуть, когда дует метров 6 в секунду. Но нормально работает, когда метров 8-12 . Мне приходилось ехать и в 15 м/с, но это уже экстрим, без налокотников, и на...тазника не рекомендую, при падении страдают локти и копчик. Впрочем, многое зависит от лыж и поверхности. На горных лыжах можно ехать и по снегу, и по насту, и по льду, на беговых - только по насту. Сейчас я на беговых пластиковых лыжах и подо мной отличный весенний наст, можно при желании идти коньковым ходом. Искусство движения под крылом-парусом осваиваю на ходу. Стараюсь держать крыло не на максимальной высоте, а прямо перед собой для большей тяги. Иду галсом вправо, боком к ветру, т. к. идти по ветру явно хуже, крыло при слабом ветре не тянет. Надеюсь, что подальше от берега, на открытой глади залива ветер будет сильнее. Ветер пульсирует, крыло тоже то летит, то ложится, а может, это я еще не научился держать нагрузку на крыле и ловить ветер. Иногда еду с довольно приличной даже в этот слабый ветер скоростью, обгоняя цепочку лыжников, идущих к островам у фарватера. А иногда ковыряюсь, поднимая опавший парус и распутывая стропы, и лыжники нагоняют меня.

"Как называется ваш спорт?" - подъезжают любопытствующие. Что бы им такое ответить? Наконец подхожу к поросшим деревьями, насыпанным при углублении фарватера, островам. Торосы белого и голубого льда, ледяные наплывы у берегов, каша колотых глыб и льдин в фарватере, открытой воды не видно, но близко лучше не подходить. Корабли здесь ходят довольно часто, проходя как раз между двух островов. Вот и сейчас один такой плавающий дом маячит на горизонте, потихоньку вырастая в размерах. Видимость - миллион на миллион. Весь морской фасад Санкт-Петербурга передо мной, за ним все, что положено: шпили, купола центра, башни современных билдингов. Четко виден северный берег: Лахта, Лисий нос. На южном берегу выделяется собор Петра и Павла в Петергофе. Это мой ориентир и ближайшая цель. Иду теперь левым галсом, приближаясь к берегу. Но за один галс до Петергофа не дойти, ветер еще слабоват, чтобы ходить по ветру(!). Поэтому мой маршрут напоминает осциллограмму: берег - фарватер, берег - фарватер. Ну и накатаюсь я сегодня! Езжу много и быстро, а по маршруту иду медленно. Из-за горизонта вырос купол кронштадтского собора, умели раньше строить ориентиры! Ветер усилился и стал ровнее. Вот это да! Теперь я просто лечу! Кажется, пошло настоящее катание. Можно еще немножко сильней и хватит. Куда! Я же сказал, хватит! С трудом удерживаю равновесие и борюсь с парусом.

Хлоп! Крыло перевернулось, стропы перекрутились, парус стал бешено вращаться, закручивая стропы. А теперь попробуй распутать это на сильном ветру! Высказываю крылу все, что я о нем думаю... Оно вроде понимает, но вести себя прилично не желает... Ну что ж, будем проводить беседы дальше... Отцепляюсь от подвески, поедем теперь на руках. Нагрузка не такая уж большая, чувствительность и управляемость лучше, а бороться с перекрутками и распутывать так проще. Распутываю теперь часто прямо на ходу, не прекращая движения. Стараюсь держать постоянную нагрузку: если пропадает - доворачиваю больше боком к ветру, если увеличивается - даю парусу тянуть меня по ветру. Если нагрузку надо уменьшить, не прекращая движения - поднимаю параплан на максимальную высоту, угол атаки минимален, сопротивление ветру и тяга сразу падают. Если надо остановиться - кладу крыло, сделав "задний свал" клевантами?, нет, ручками управления. Иду теперь с приличной скоростью вдоль самого фарватера. Ветер - то, что надо - 10 м/с, в спину и чуть в бок. Подольше бы так идти! Петергоф остался сзади, быстро приближается Кронштадт. Гоню прямо на него очень растянутыми галсами. Крыло устойчиво, лыжи тоже. Красота! Отмахал уже 25 км по прямой, а всего, вообще, немерено! Аппетиты растут: пройду Кронштадт, потом на Дамбу, потом Ижора, потом... хоть до Финляндии. Ильич ведь ходил! Однако лед мне что-то стал не нравиться. Снег не везде, появились проплешины неровного голого льда, да и льдины какие-то местами торчат. Такое подозрение, что все это замерзло совсем недавно... Такое впечатление, что здесь крутились сошедшие с фарватера корабли... Притормаживаю, останавливаюсь просмотреть путь, галсами обхожу льдины и сомнительные места. До кронштадтского берега рукой подать, еще чуть-чуть и... Стоп! Вода! Еще один фарватер - прямо поперек моего пути идет в Ораниенбаум. Я на перекрестке двух фарватеров. И в Кронштадт мне не попасть и дальше не пройти. Плохое место. Убираю в рюкзак крыло и достаю из-за спины... самурайский меч для харакири? Нет, длинные лыжные палки! Пора выгребать против ветра. До берега 5 км, а ветер-то сильноват! Дует в лицо и в бок. Да, коньком против ветра ходить, это не под парусом кататься! Отполз от воды метров триста. Ораниенбаум на траверзе. Прикинул, что могу идти галсом почти не приближаясь к фарватеру, снова достал парус и поехал. Вот это другое дело, это не на лыжах ходить! Долетел до берега - мигом!

А за мной и паром к пристани подошел. Пассажиры высыпали - "Как ваш спорт называется?" Ну, сговорились! А как бы в самом деле это занятие обозвать? Паралыжи? Лыжепарус? Похоже на лажапарус. Тьфу! Умно отвечаю: "Это спорт новый, ему еще название не придумано..."

Пришлось по берегу обойти унылые строения с милым названием "Кронколония" и снова на лед залива. Вперед на запад! На Дамбу! Еду, лучше не пожелаешь - ветер, скорость, ровный наст, условия идеальные. Справа проплывают острова с развалинами фортов. Передо мной серой песчаной насыпью тянется Дамба. Вот она красавица, защищающая город от наводнений и гробящая экологию, кому как больше нравится. В Дамбе есть несколько проходов с мостами и там можно проехать. Целю под тот мост, что справа, на скорости проезжаю между опорами и дальше, дальше, вперед! Ветер и наст позволяют держать скорость без особых усилий. Быстро уходят назад холмы Ижоры, дома Кронштадта, берега залива расходятся в стороны. Раскинулось море широко! Иду правым галсом в открытое море. Эх, если бы не фарватер, погнал бы к северному берегу и вышел бы на Карельский перешеек где-нибудь между Зеленогорском и Выборгом! Впрочем, Зеленогорск уже позади, а парус тянет и тянет... Солнце клонится к западу и начинает светить в лицо. "Где вы так загорели зимой? На Красном море? Нет, мадам, на Финском заливе...".

Но не слишком ли я далеко отошел от берега? Пора подумать о возвращении. Закладываю левый галс. Курс на форт Красная горка. Вот уже видны длинные береговые обрывы метров 20 высотой, похоже здесь можно летать на параплане в динамике при северном ветре. Интересное место! Пока разглядывал потенциальный дельтадром, неожиданно въехал в полынью. Тормозить поздно. Ну крыло, гони! За ногами - бурун воды и пены. Ничего, прорвемся по мелководью! Загребаем влево. Выбрались. Уф-ф-ф! До берега еще далеко, а лед в трещинах. Неужели атомное дыхание Соснового Бора? Еще не опасно, но скорость упала - петляю, выбирая путь. Появились рыбаки. Идут все к берегу. Значит скоро электричка в Питер - народная примета. Пора и мне домой. Выхожу в Лебяжье.

Подвожу итоги: прошел сегодня без особого напряжения 50 км, а с учетом всех загогулин раза в 1,5 больше. Получил огромное удовольствие! Приключение удалось! Крыло-парус - стоящая вещь! Есть куча идей и планов, как лучше использовать эту штуку.

Собетов Андрей

Обновлено 23.09.2010 12:03
 

Федерация СЛА

Фотогалерея

Знаете ли Вы, что...

Если по прогнозу на завтра обещают летную погоду - это не повод будить инструктора в час ночи.

Кто здесь?

Сейчас 89 гостей онлайн

Где я?

Главная страница Вольная тема Крыло-парус

Статистика

Просмотры материалов : 1287652